104 просмотра
Основной мотивацией нового подхода стала обеспокоенность властей ростом объёма "серых" схем ввоза. В условиях растущей экономической нестабильности и глобальных санкций, многие компании начали прибегать к занижению таможенной стоимости, фиктивному дроблению партий, манипуляциям с кодами ТН ВЭД и подмене получателей. Это наносит ущерб государственному бюджету и мешает честной конкуренции среди добросовестных участников ВЭД.
Кроме того, с 2022 года наблюдается резкий рост схем, связанных с валютным контролем: фиктивные контракты, неоправданные авансы за рубеж, а также вывод выручки без выполнения обязательств по поставке товаров или услуг. Усиление надзора будет сопровождаться проверками документов, анализом данных по логистике, запросами в банки и таможенные органы.
Для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, новая волна проверок означает необходимость пересмотра всех операций с точки зрения юридической прозрачности. Бизнесу стоит обратить внимание на следующие аспекты:
Таможенное оформление: Занижение стоимости товаров, даже в рамках "неофициальных договорённостей", будет рассматриваться как правонарушение с последующими санкциями.
Корректное использование кодов ТН ВЭД: Подбор кодов для снижения пошлин или ускорения декларирования может быть трактован как попытка сокрытия информации.
Работа с логистическими компаниями: Фирмы, использующие схемы "карго", становятся особенно уязвимыми — в случае нарушений ответственность ляжет на заказчика, а не на перевозчика.
Участникам ВЭД, допустившим нарушения, грозят административные и уголовные санкции:
Штрафы до 100% от стоимости партии товара
Конфискация груза
Возбуждение уголовных дел по статьям, связанным с контрабандой или незаконной валютной операцией
Также возможно привлечение к ответственности топ-менеджмента компании, участвующей в недостоверном декларировании или вывозе капитала.
Это не первый случай, когда власти берутся за контроль в сфере ВЭД. За последние два года российская система контроля уже неоднократно усиливалась. Были введены обязательные меры валютного контроля по репатриации выручки, введена цифровизация прослеживаемости импорта, усилены полномочия таможни в части досмотра и обмена информацией с банками.
Показательный пример — рост количества дел о фиктивном импорте в рамках параллельного ввоза. Некоторые компании использовали "технических" получателей для растаможки и обходили валютный контроль, после чего исчезали, оставляя фактического владельца товара без возможности легализовать продукцию.
На этом фоне новое заявление прокуратуры выглядит логичным продолжением курса на ужесточение, особенно с учётом растущего товарооборота с Китаем, Индией и странами Ближнего Востока, где схемы расчётов и доставки значительно отличаются от прежних западных стандартов.
Компании, работающие в импорте, логистике и торговле, должны пересмотреть свои схемы поставок, таможенного оформления и документооборота:
Переходить на «белую» логистику, особенно при работе с маркетплейсами и крупными заказчиками.
Проверять договоры с иностранными партнёрами на предмет соответствия валютному и таможенному законодательству.
Оформлять надёжные внешнеторговые контракты, с указанием всех параметров сделки, включая инвойсы, спецификации, упаковочные листы.
Своевременно возвращать валютную выручку, избегать схем с «просроченными контрактами».
Работать с юридически проверенными логистическими операторами, которые предоставляют полный комплект документов.