212 просмотров
В результате стоимость аренды контейнеров значительно возросла, а найти свободную тару на июнь стало практически невозможно. Производители контейнеров перегружены заказами. С начала года спотовые ставки на перевозки удвоились, а в мае они выросли на 50%.
В сфере транспортных перевозок наблюдается значительный рост цен на импортные контейнерные перевозки из Китая, осуществляемые различными видами транспорта. Причиной этого является острый дефицит порожних контейнеров в стране. Естественно, рост цен еще ожидает нас в дальнейшем
Основной причиной сложившейся ситуации стал конфликт в Красном море, который вынудил суда выбирать более длинный маршрут в обход мыса Доброй Надежды. Это привело к увеличению продолжительности рейсов и, как следствие, к необходимости использования большего количества контейнеров. Увеличение продолжительности рейса потребовало вовлечения большего числа контейнеров, что, в свою очередь, повлекло уменьшение их стоков в Китае.
С начала года спотовые ставки фрахта выросли вдвое, а только за май — примерно на 50%, а с 20 по 26 мая большинство морских линий ввели GRI (общее увеличение ставок), в результате чего ставка на морские контейнерные перевозки возросла на 15–30 %. Вслед за этим выросли железнодорожные тарифы на отправку грузов с Дальнего Востока в Центральную Россию.
Ставки также увеличиваются из-за общей нехватки оборудования и сокращения планов китайских станций по отправке прямых поездов в Россию. С начала мая тарифы на железнодорожную доставку из Китая в Россию увеличились на 10%.
Большой объём неотгруженных товаров перешёл с мая на июнь. Это связано как с дефицитом контейнеров, так и с постепенной адаптацией участников рынка к новым требованиям китайских банков по оплате, что привело к повышению спроса на транспортные услуги.
Средняя стоимость морской доставки из Китая в Россию с начала мая увеличилась более чем на 30%.
В Китае дефицит стал постоянным, хотя ежегодно в стране производится до 3 млн единиц различных контейнеров. Однако страна отправляет больше товаров, чем получает со всего мира
Крупные производители контейнеров забронировали все свои мощности до конца августа. Однако с тех пор количество заказов увеличилось, и заводы будут загружены вплоть до ноября.
В условиях острого дефицита оборудования некоторые морские линии предлагают платную услугу «приоритетной» или «гарантированной» выдачи контейнера за 400–600 долларов.
Дополнительным фактором роста цен стало увеличение товарооборота между Россией и Китаем, которое потребовало большего количества контейнеров.
Контейнеры гораздо сложнее возвращаются из ЕС в Китай. Это связано с тем, что объём грузов, следующих в обратном направлении (с востока на запад), значительно меньше, чем объём грузов из Китая в ЕС. Кроме того, европейские экспортёры сталкиваются с большими сложностями при транзитных перевозках через территорию России.
Есть проблемы и со стороны Китая. Отправка грузов с некоторых железнодорожных станций задерживается почти на три недели.
В Сиань приоритет получили автоперевозчики, которые пытаются вывезти свой объём автомобилей в определённый промежуток времени. Отправка же обычных грузов задерживается.
Для отечественных участников рынка возврат контейнеров с экспортом осложнён из-за ограничений пропускных способностей со стороны ОАО «РЖД».Объёмы импорта в настоящее время превышают объёмы экспорта, что приводит к серьёзному дисбалансу в контейнерном парке. На каждый экспортированный контейнер приходится 2,5 импортированных из Китая. Дисбаланс усугубляется введёнными ограничениями на пропуск контейнерных поездов из европейской части РФ в направлении Дальнего Востока.
Дальнейшее повышение ставок во всех сегментах грузоперевозок в ближайшие месяцы неизбежно. К середине июня ряд участников рынка прогнозирует рост ставок еще на 20-30% по сравнению с текущими показателями.