1. Отсутствие анализа поставщика
Самая частая причина неудач — неконтролируемая работа с неизвестным поставщиком. Сайт «с глазами», отсутствие лицензий и регистрации часто выдают однодневок. Убедитесь, что у него есть действующий ИНН и реквизиты, компания работает минимум 2–3 года. Предпочтительно проверить через связи или агента на месте.
2. Занижение цены и скрытые платежи
Низкая цена в КП — не всегда плюс. Под видом дешёвого перевозчика можно получить доплаты за растаможку, хранение, транспорт и переупаковку. Опасно: итоговая стоимость может превысить первоначальные расчёты вдвое. Скрупулёзный расчёт затрат с самого начала — лучший щит от неожиданностей.
3. Выбор неадекватного транспорта
Тип и объём партии — ключ к выбору вида доставки. Авто удобно для крупной партии door-to-door, авиа — дорого и для мелких партий, морские перевозки — дешевые, но долгие, железнодорожные — компромисс между сроками и ценой. Оптимизируйте маршрут под товар и сроки.
4. Слабая упаковка и риск повреждения
Отключение ответственности после фабрики — обычная практика. Не надёжная упаковка может привести к порче, утрате и финансовым потерям. Рекомендуется использование усиленных материалов, паллетов, плёнки и обрешётки. Комфортное хранение товара на складе и перевозке — ключ к сохранности.
5. Отказ от страхования грузов
Некоторые компании считают страховку лишней статьёй бюджета, пока не сталкиваются с потерей или повреждением. Страховой полис должен покрывать аварии, природные риски и кражу. Уточните перечень рисков, консультируясь с агентом и включите покрытие в договор.
6. Отсутствие документов и ошибок при таможне
Неправильно оформленные накладные, неверные коды ТН ВЭД, отсутствие сертификатов — чревато штрафами, задержками и отказами при растаможке. Даже небольшая ошибка или пропуск бумаги приведут к рекламациям и дополнительным затратам.
7. Пренебрежение образцами и качественным контролем
Многие заказывают сразу партию, без пробных образцов. Итог — несоответствующий цвет, материал или брак. Всегда заказывайте предварительные образцы, проверяйте ТЗ, подписывайте технические спецификации на китайском и русских языках.
8. Игнорирование сроков и праздников
Важные праздники, такие как Китайский Новый год, Lunar New Year и «Золотая неделя», могут задержать производство на месяцы. Плюс задержки на фабриках из-за дефицита материалов. Планируйте производство заранее и не полагайтесь на устные обещания.
9. Отсутствие запасного плана и дополнительного поставщика
Работа с единственным поставщиком — риск. Если возникнут технические проблемы, болезнь, задержки и т.п., может быть провал. Следует иметь запасной контакт, готовый произвести товары в сжатые сроки.
10. Доверие без договора
В интернете легко найти посредника, который обещает всё и сразу, но без официального договора — вы практически беззащитны. Чётко прописанное в документах ТЗ, ответственность, сроки и цене — необходимый минимум для защиты своих интересов.
11. Неучтённые экологические и регуляторные риски
Некоторые категории товаров из Китая (например, продукты питания, косметика, техника) имеют строгие фитосанитарные и экологические нормы. Без проверок могут попасть инсектициды, тяжёлые металлы, отсутствовать сертификаты. Это может привести к блокировке партии и штрафам.
12. Ошибки при выборе посредника
Посредник с дешёвым предложением может не предоставить страхование, не проверять груз и не отвечать в кризис. Необходимо выбрать компанию с персональным менеджером, опытом работы с Китаем и возможностью проверки инфраструктуры.
13. Неправильная ценовая архитектура в Китае
Низкая цена может обмануть. Но нужно учитывать сельхозные, складские, транспортные, маркетинговые, тарифные и платформенные сборы. Правильная стратегия предполагает расчёт нескольких ценовых уровней: от фабрики, до доставки, логистики, хранения, дистрибуции и продажи.
14. Отсутствие контроля качества перед отправкой
На стадии отправки сотрудники должны контролировать качество конкретных единиц. Если не провести проверки перед вывозом, в случае претензий будет сложно обвинить производителя.
15. Миф о «залоченном» китайском рынке
Продукт локализован, но без культуры, адаптации и локального представителя — его не купят. Необходимо присутствие в маркетплейсах, отзывы и брендинг на месте, чтобы покорить потребителя.
16. Пренебрежение альтернативными каналами
Торговля с одним поставщиком ограничивает гибкость. Стратегия с несколькими линиями поставок позволяет снизить риски и быстрее реагировать на задержки.
17. Неподготовленность к юридическим проблемам
В случае повреждения товара или судебного иска важно иметь прописанные условия возврата и ответственности в договоре, регулирующим правоотношения между сторонами.
18. Игнорирование масштабов и экономики времени
Контейнерный кризис, глобальный дефицит судов и логистические коллапсы влияют на сроки доставки. Не обходит стороной и Китай — задержки по срокам доставки в Россию могут составить до 30–60 дней.