Ошибки при поставках из Китая: полный гайд для бизнеса | Блог Custom Solution

24 просмотра

Основные ошибки при организации поставок из Китая

Основные ошибки при организации поставок из Китая
Импорт товаров из Китая — привлекательный и мощный инструмент для бизнеса всех уровней. Однако даже имея «крутую» сделку, можно столкнуться с серьёзными проблемами: от срыва сроков до потери товара. Ниже — разбор ключевых ошибок и рекомендации, как снизить риски и оптимизировать логистику.

1. Отсутствие анализа поставщика

Самая частая причина неудач — неконтролируемая работа с неизвестным поставщиком. Сайт «с глазами», отсутствие лицензий и регистрации часто выдают однодневок. Убедитесь, что у него есть действующий ИНН и реквизиты, компания работает минимум 2–3 года. Предпочтительно проверить через связи или агента на месте.

2. Занижение цены и скрытые платежи

Низкая цена в КП — не всегда плюс. Под видом дешёвого перевозчика можно получить доплаты за растаможку, хранение, транспорт и переупаковку. Опасно: итоговая стоимость может превысить первоначальные расчёты вдвое. Скрупулёзный расчёт затрат с самого начала — лучший щит от неожиданностей.

3. Выбор неадекватного транспорта

Тип и объём партии — ключ к выбору вида доставки. Авто удобно для крупной партии door-to-door, авиа — дорого и для мелких партий, морские перевозки — дешевые, но долгие, железнодорожные — компромисс между сроками и ценой. Оптимизируйте маршрут под товар и сроки.

4. Слабая упаковка и риск повреждения

Отключение ответственности после фабрики — обычная практика. Не надёжная упаковка может привести к порче, утрате и финансовым потерям. Рекомендуется использование усиленных материалов, паллетов, плёнки и обрешётки. Комфортное хранение товара на складе и перевозке — ключ к сохранности.

5. Отказ от страхования грузов

Некоторые компании считают страховку лишней статьёй бюджета, пока не сталкиваются с потерей или повреждением. Страховой полис должен покрывать аварии, природные риски и кражу. Уточните перечень рисков, консультируясь с агентом и включите покрытие в договор.

6. Отсутствие документов и ошибок при таможне

Неправильно оформленные накладные, неверные коды ТН ВЭД, отсутствие сертификатов — чревато штрафами, задержками и отказами при растаможке. Даже небольшая ошибка или пропуск бумаги приведут к рекламациям и дополнительным затратам.

7. Пренебрежение образцами и качественным контролем

Многие заказывают сразу партию, без пробных образцов. Итог — несоответствующий цвет, материал или брак. Всегда заказывайте предварительные образцы, проверяйте ТЗ, подписывайте технические спецификации на китайском и русских языках.

8. Игнорирование сроков и праздников

Важные праздники, такие как Китайский Новый год, Lunar New Year и «Золотая неделя», могут задержать производство на месяцы. Плюс задержки на фабриках из-за дефицита материалов. Планируйте производство заранее и не полагайтесь на устные обещания.

9. Отсутствие запасного плана и дополнительного поставщика

Работа с единственным поставщиком — риск. Если возникнут технические проблемы, болезнь, задержки и т.п., может быть провал. Следует иметь запасной контакт, готовый произвести товары в сжатые сроки.

10. Доверие без договора

В интернете легко найти посредника, который обещает всё и сразу, но без официального договора — вы практически беззащитны. Чётко прописанное в документах ТЗ, ответственность, сроки и цене — необходимый минимум для защиты своих интересов.

11. Неучтённые экологические и регуляторные риски

Некоторые категории товаров из Китая (например, продукты питания, косметика, техника) имеют строгие фитосанитарные и экологические нормы. Без проверок могут попасть инсектициды, тяжёлые металлы, отсутствовать сертификаты. Это может привести к блокировке партии и штрафам.

12. Ошибки при выборе посредника

Посредник с дешёвым предложением может не предоставить страхование, не проверять груз и не отвечать в кризис. Необходимо выбрать компанию с персональным менеджером, опытом работы с Китаем и возможностью проверки инфраструктуры.

13. Неправильная ценовая архитектура в Китае

Низкая цена может обмануть. Но нужно учитывать сельхозные, складские, транспортные, маркетинговые, тарифные и платформенные сборы. Правильная стратегия предполагает расчёт нескольких ценовых уровней: от фабрики, до доставки, логистики, хранения, дистрибуции и продажи.

14. Отсутствие контроля качества перед отправкой

На стадии отправки сотрудники должны контролировать качество конкретных единиц. Если не провести проверки перед вывозом, в случае претензий будет сложно обвинить производителя.

15. Миф о «залоченном» китайском рынке

Продукт локализован, но без культуры, адаптации и локального представителя — его не купят. Необходимо присутствие в маркетплейсах, отзывы и брендинг на месте, чтобы покорить потребителя.

16. Пренебрежение альтернативными каналами

Торговля с одним поставщиком ограничивает гибкость. Стратегия с несколькими линиями поставок позволяет снизить риски и быстрее реагировать на задержки.

17. Неподготовленность к юридическим проблемам

В случае повреждения товара или судебного иска важно иметь прописанные условия возврата и ответственности в договоре, регулирующим правоотношения между сторонами.

18. Игнорирование масштабов и экономики времени

Контейнерный кризис, глобальный дефицит судов и логистические коллапсы влияют на сроки доставки. Не обходит стороной и Китай — задержки по срокам доставки в Россию могут составить до 30–60 дней.