Единая система определения происхождения товаров в ЕАЭС | Блог Custom Solution

164 просмотра

Единая система определения происхождения товаров в ЕАЭС

Единая система определения происхождения товаров в ЕАЭС

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предпринимаются значительные шаги по усилению контроля за происхождением товаров, вывозимых с единой таможенной территории. Государственная Дума Российской Федерации рассматривает законопроект №820276-8 о ратификации соглашения, направленного на гармонизацию системы определения происхождения товаров между странами ЕАЭС. Этот документ, подготовленный Правительством РФ, призван обеспечить эффективный механизм контроля за экспортом товаров, на которые распространяются односторонние нетарифные ограничения, зависящие от их происхождения.

Контекст и необходимость соглашения

Согласно статье 47 Договора о ЕАЭС, страны-участницы имеют право вводить нетарифные меры регулирования в отношении экспорта определенных товаров. Однако отсутствие единой системы проверки происхождения товаров создавало лазейки, позволяющие обходить установленные ограничения. В настоящее время таможенные органы не всегда проверяют сертификаты о происхождении, что может приводить к экспорту ограниченных товаров через территории других государств-членов ЕАЭС.

Основные положения соглашения

После вступления соглашения в силу таможенные органы всех стран ЕАЭС будут обязаны проверять происхождение товаров, подпадающих под установленные ограничения. Это позволит предотвратить незаконный вывоз продукции, на которую наложены ограничения в одной из стран союза, через территорию других государств-членов. Кроме того, планируется переход на электронные сертификаты происхождения, что значительно ускорит процесс проверки и упростит процедуры для бизнеса.

Преимущества для логистики и внешнеэкономической деятельности

Внедрение единой системы определения происхождения товаров принесет ряд преимуществ для участников внешнеэкономической деятельности:

  • Ускорение таможенных процедур: Электронные сертификаты позволят автоматизировать и ускорить процесс проверки происхождения товаров, снижая время простоя на границе.

  • Снижение административных барьеров: Унификация требований к документам и процедурам уменьшит бюрократическую нагрузку на бизнес и повысит прозрачность процессов.

  • Усиление доверия между странами-участницами: Единая система контроля обеспечит равные условия для всех участников рынка и повысит уровень доверия между государствами-членами ЕАЭС.

Международный опыт и перспективы

Подобные инициативы по гармонизации правил происхождения товаров успешно реализуются в других региональных объединениях. Например, в рамках Большой Арабской зоны свободной торговли (GAFTA) разработаны правила происхождения, направленные на обеспечение того, чтобы только соответствующие товары получали преференциальный тарифный режим. Однако реализация этих правил сталкивается с определенными трудностями, связанными с их применением и необходимостью реформирования для повышения эффективности.

Для ЕАЭС внедрение единой системы определения происхождения товаров станет важным шагом на пути к более глубокой интеграции и созданию благоприятных условий для развития торговли внутри союза и с внешними партнерами. Ожидается, что документ вступит в силу через 30 дней после получения Евразийской экономической комиссией уведомления от последней ратифицировавшей его страны.

В целом, гармонизация системы определения происхождения товаров в ЕАЭС способствует укреплению экономических связей между государствами-членами, повышению прозрачности торговых операций и созданию более предсказуемой и стабильной среды для бизнеса.