279 просмотров
Ложный транзит — это ситуация, при которой товары оформляются для транзита через территорию России, но фактически остаются в стране для внутреннего потребления. Наиболее часто эта схема используется для высокомаржинальных товаров, таких как электроника, бытовая техника, алкоголь и табачные изделия, а также продукция люксовых брендов. Со стороны отправителей, это обычно страны Прибалтики, а конечными точками служат страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Основной ущерб, наносимый такими схемами, связан с уклонением от уплаты НДС и таможенных пошлин. Налог на добавленную стоимость при международном транзите равен 0%, тогда как для товаров, ввозимых на внутренний рынок, ставка может составлять до 20%. В результате бюджет России теряет до четверти стоимости товаров, ввозимых по серым схемам.
Однако не все так однозначно. Несмотря на то, что власти предпринимают меры для борьбы с уклонением от уплаты налогов, псевдотранзит сегодня часто используется не с целью обхода фискальных обязательств, а для самого обеспечения ввоза товаров. Это особенно актуально для поставок из Китая и Европейского Союза, которые в условиях санкционного давления сталкиваются с трудностями на границах. Основная цель такого транзита — поддержание стабильного потока товаров на российский рынок.
Этот аспект делает внедрение новых механизмов контроля ещё более сложной задачей. Важно различать схемы, направленные на уклонение от налогов, и схемы, которые позволяют российским компаниям поддерживать доступ к товарам, необходимым для функционирования экономики.
В то время как власти сосредоточены на борьбе с «чёрным» импортом, масштабы таких поставок могут быть переоценены. Компании, которые декларируют транзит, обязаны задекларировать товар и при его вывозе из России. Это значит, что исчезнувшие позиции могут быть легко отслежены Федеральной таможенной службой (ФТС), что снижает риск крупных масштабов «чёрных» схем.
Для противодействия псевдотранзиту с 2025 года планируется внедрение национальной системы прослеживаемости товаров. Этот механизм позволит фиксировать товары, заявленные как транзитные, но фактически остающиеся в стране. Введение такой системы направлено на повышение прозрачности импортных операций и укрепление налоговой дисциплины.
Ожидается, что к 2025 году дополнительные поступления от НДС составят 150 млрд рублей, а к 2027 году достигнут 174,7 млрд рублей. В целом декларируемый импорт из стран ЕАЭС обеспечит значительное пополнение бюджета — до 1,16 трлн рублей к 2027 году.
Несмотря на ожидаемые финансовые результаты, внедрение системы прослеживаемости должно учитывать текущие реалии логистики. Псевдотранзит иногда становится вынужденной мерой для обеспечения доступа к товарам, а не для уклонения от налогообложения. Важно, чтобы новые механизмы контроля способствовали сокращению теневых схем, но не блокировали легальные каналы поставок, которые поддерживают рынок необходимыми товарами.